Синдром дефицита внимания (СДВГ) считается одним из наиболее распространенных невролого-поведенческих расстройств в детском возрасте. По данным разных авторов, его выявляют у 2-12% детей и подростков. Установлено, что мальчики страдают им чаще, чем девочки. Большая часть маленьких пациентов «перерастают» это заболевание. И лишь у 3-5% людей синдром сохраняется во взрослой жизни. Дети с этим расстройством характеризуются неспособностью концентрировать и поддерживать внимание. Интеллектуальные способности у таких малышей находятся в пределах возрастной нормы, однако они испытывают сложности в обучении и адаптации к социальной жизни из-за низкой самоорганизованности, усидчивости и рассеянности.
Причины СДВГ
Точные причины заболевания до сих пор не установлены. В основе расстройства лежит разрыв связей между корой больших полушарий и подкорковыми образованиями головного мозга. Большинство ученых считают, что важное значение в нарушении функционирования ЦНС в виде СДВГ принадлежит наследственной предрасположенности. Так у больных с СДВГ были обнаружены мутации генов, отвечающих за обмен дофамина и норадреналина. Эта теория подтверждается на практике тем, что высокоэффективными в лечении этого заболевания являются лекарственные препараты, которые регулируют обратный захват нейромедиаторов.
Причиной синдрома дефицита внимания у детей нередко является органическое повреждение структур головного мозга. Так в перечень факторов с неблагоприятным воздействием можно включить:
- Осложненное течение беременности и родов: поздний токсикоз, преэкламсия и эксламсия, возраст женщины до 20 или после 40 лет, переношенность, недоношенность, стремительные или затяжные роды.
- Курение, прием некоторых медикаментов и злоупотребление спиртными напитками во время беременности.
- Инфекционные болезни, сотрясения и ушибы головного мозга, которые были перенесены в раннем детском возрасте.
- Загрязнение окружающей среды отходами промышленных предприятий и автомобильными газами, которые содержат соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов.
- Неправильное питание: дефицит белка в рационе, переедание легко усвояемых углеводов, злоупотребление пищей категории «фаст-фуд», нехватка витаминов, магния и других биологически активных веществ, содержание в продуктах питания некоторых пищевых красителей (тартразина, кармуазина).
- Частые стрессы: постоянные ссоры и развод родителей, переезды, конфликты со сверстниками, учителями.
Симптомы синдрома дефицита внимания
Начальные признаки заболевания можно заметить с 3-4 лет. Однако чаще всего СДВГ диагностируют в начальной школе, когда к личности и когнитивным способностям ребенка начинают предъявляться более высокие требования. Специалисты выделяют 3 основных группы симптомов, присущих СДВГ:
- Нарушения внимания.
- Гиперактивность.
- Импульсивность.
Нарушения внимания выражаются в сложности сконцентрироваться на выполняемом задании, в легкой отвлекаемости на окружающие предметы. Такие дети часто не замечают детали, забывчивы, рассеянны, неряшливы, теряют вещи, не слушают педагогов. Отмечается склонность к незавершению большинства дел.
Гиперактивность характеризуется невозможностью усидеть на одном месте. Ребенок постоянно совершает стереотипные движения руками и ногами, дергается, возможны тики. Во время уроков такие дети разговаривают, балуются, могут вставать и бегать по кабинету.
Импульсивность проявляется в нетерпеливости, малыш стремиться дать ответ на вопрос, прежде чем дослушает его. Часто болтлив, не сдержан, перебивает собеседника. Испытывает сложности в коллективных играх, так как не соблюдает правила.
У большинства детей с СДВГ могут отмечаться сопутствующие симптомы:
- эмоциональная лабильность: перепады настроения, плаксивость, раздражительность;
- повышенная физическая и умственная утомляемость;
- невротические черты: привычка грызть ногти или другие предметы, сосать палец;
- расстройства сна: частые пробуждения по ночам, сонливость в дневное время;
- нарушения речи: задержка речевого развития, проблемы с дикцией, неправильное построение предложений.
Возрастные особенности СДВГ
Дети дошкольного возраста (3-7 лет) имеют черты гиперактивности и импульсивности. Обычно они не могут заниматься одним делом более 3-5 минут, когда сверстники способны выдерживать однообразные занятия в течение 10-15 минут. Малыши находятся в постоянном движении, очень болтливы, задают много вопросов. Импульсивность выражается в неумении ждать своей очереди, речь — громкая с активной мимикой и жестикуляцией. Игры — подвижные, часто с криками и конфликтами со сверстниками. Такие дети нередко ломают игрушки, не слушают воспитателей и родителей. Иногда отмечается задержка в развитии речи.
Синдром дефицита внимания у детей в школьные годы характеризуется значительными проблемами в обучении. Они постоянно допускают ошибки при выполнении заданий, часто не успевает доделать их до конца. Если условие задания меняется, то ребенок не может переключиться. Часто берется за несколько дел одновременно, не слышит обращенную речь учителя, не записывает домашнее задание. Все это приводит к общему снижению успеваемости в школе, позднему формированию навыков письма, чтения и счета.
У подростков уменьшается выраженность признаков гиперактивности. Однако у более половины из них продолжают сохраняться симптомы невнимательности и импульсивности. Страдает школьная успеваемость, так как дети не умеют правильно распределять и организовывать время. Обостряются конфликты с учителями и родителями. Подростки отрицают общественные нормы, правила и устои. Часто страдают от низкой самооценки и комплексов. Находятся в группах риска по алкогольной и наркотической зависимости.
Синдром дефицита внимания у взрослых в основном проявляется нарушением внимания. Такие люди часто неправильно выполняют указания, опаздывают, сдают работу не вовремя. Нередко откладывают дела на «потом», испытывают значительные трудности при принятии решений. Взрослые пациенты с СДВГ не имеют долгосрочных планов, часто страдают от сопутствующих психолого-психиатрических патологий (депрессии, тревоги и т.д.). Гиперактивность у взрослых чаще всего характеризуется суетливостью и внутренним беспокойством. Такие пациенты больше подвержены безработице и имеют более низкий уровень образования.
Запишитесь на консультацию к специалисту
ЗаписатьсяКак распознать СДВГ
Первые признаки заболевания обычно проявляются до 5-6 лет. Как правило, с симптомами СДВГ обращаются к педиатру, неврологу или психологу. Однако знаниями об этом расстройстве должны обладать педагоги дошкольных учреждений и учителя младших классов, так как именно они могут связать проблемы в поведении и обучении ребенка с СДВГ. Обязательными критериями синдрома дефицита внимания у детей являются:
- проявления заболевания сохраняются в течение 6 месяцев и более;
- расстройства адаптации касаются 2 и более сфер жизни ребенка;
- симптомы носят постоянный характер и должны быть выраженными;
- отсутствуют другие психические нарушения.
Для постановки диагноза специалист пользуется специальной таблицей признаков СДВГ, разработанной DSM-5. Причем пациент до 16 лет должен иметь 6 из них, а после 16 лет — достаточно 5.
Ребенок с подозрением на СДВГ должен пройти комплексное обследование у врача-невролога для исключения соматических и неврологических заболеваний. Врач беседует с родителями, выясняет какие симптомы беспокоят, время их появления, наличие травм, инфекционных болезней и других проблем в анамнезе у ребенка, уточняет сведения о течении беременности и родов у матери. Устанавливает неврологический статус малыша и может назначить следующие исследования:
- общеклинический и биохимический анализы крови;
- общий анализ мочи;
- КТ или МРТ головного мозга;
- электроэнцефалограмму;
- консультацию логопеда, психолога и офтальмолога.
СДВГ у взрослых труднее диагностировать. Симптомы заболевания часто похожи на другие патологические состояния: неврозы, аффективные расстройства, алкоголизм, наркоманию. Нередко врачу требуются сведения об успеваемости человека в школьные годы, он проводит беседы с его родственниками, чтобы установить наличие признаков СДВГ в детском возрасте.
Лечение синдрома дефицита внимания
Лечение синдрома должно быть комплексным, оно обычно включает не только помощь врачей, но и коррекционную работу психологов, педагогов и родителей. При СДВГ важная роль принадлежит общим рекомендациям:
- щадящее обучение (сокращение длительности уроков, небольшое количество человек в классе);
- соответствующий возрасту режим дня с достаточным количеством времени на отдых и сон;
- сбалансированное и правильное питание;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе и другая физическая активность.
Специалисты широко используют немедикаментозные методы лечения расстройства. Основной из них — психотерапия. Проводят индивидуальные, семейные и групповые сеансы. Хорошие результаты дает когнитивно-поведенческая терапия, во время которой ребенка обучают самоконтролю, что способствует изменению его поведения и улучшению концентрации внимания.
Врачи нередко рекомендуют БОС-терапию, массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру. Для устранения речевых нарушений проводят занятия с логопедом. Для развития усидчивости и самоорганизации с детьми занимаются различными видами арт-терапии: лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах. При СДВГ также доказан терапевтический эффект иглорефлексотерапии.
Медикаментозная коррекция синдрома дефицита внимания предполагает назначение следующих групп препаратов:
- Блокаторы обратного захвата норадреналина — позитивная динамика в поведении обычно заметна уже в первые дни терапии, также лекарства этой группы эффективны при сочетании СДВГ с другими патологическими состояниями (недержанием мочи, гиперкинезами, тревожным расстройством).
- Ноотропы — оказывают стимулирующее влияние на когнитивные способности ребенка (мышление, речь, внимание), а также способствуют созреванию систем торможения и регуляции работы ЦНС.
- Витаминно-минеральные комплексы — участвуют в обменных процессах, обладают общеукрепляющими и тонизирующими свойствами, оказывают нейропротекторное действие.
Лекарства назначают длительными курсами, вид, дозы и кратность приема препаратов врач определяет в индивидуальном порядке.
Советы родителям
Правильная организация обучения, досуга, питания и других сфер жизни ребенка значительно улучшают течение СДВГ, способствует уменьшению выраженности симптомов заболевания. Так, родителям можно дать несколько советов:
- Следите за рационом вашего ребенка — включите в меню достаточное количество белковой пищи, ограничивайте употребление быстрых углеводов (сахар, сладости, сдобная выпечка), добавляйте продукты богатые магнием, цинком и другими микроэлементами.
- Организовывайте распорядок дня с учетом возраста — малышу ежедневно нужны обучающие занятия, физическая активность, а также время на отдых и полноценный сон.
- Соблюдайте цикличность во время обучения — большинство детей с СДВГ не могут качественно воспринимать и обрабатывать новую информации больше 5-10 минут, поэтому в процессе занятия устраивайте небольшие перерывы.
- Устраните все раздражающие факторы, не ставьте перед ребенком сверхзадач. Хвалите и поощряйте малыша за любые, даже очень незначительные успехи.
- Проводите вместе время по вечерам и в выходные, устраивайте совместные игры и прогулки на свежем воздухе, интересуйтесь его жизнью.
- Старайтесь не наказывать ребенка. Наказания очень негативно сказываются на самооценке, уменьшают доверие малыша к родителям.
Комментарии
Мне 27 лет, взрослый человек, у которого словесное недержание, куча энергии, которая не заканчивается даже после изматывающего дня. В детстве не был таким беспокойным и гиперактивным. С чем может быть связано?
Нужна консультация психолога. Необходимо понять первопричину.
Сыну 9 лет. Никогда не можем сделать уроки без кручения на стуле, грызения ручки. Отвлекает меня от домашнего задания сторонними вопросами, лишь бы не делать. Как с этим бороться?
Для коррекции поведения необходимо обратиться к детскому неврологу.
У меня гиперактивная дочь (11 лет). На уроках болтает, на переменах носится, потом занимается спортом и всё равно всегда возбужденная. Что ещё сделать, чтобы она хоть немного уставала?
Необходимо рассматривать каждый случай индивидуально. Для подробной консультации запишитесь на приём.
Ребенок в свои 14 лет не может концентрироваться на одном деле больше 15 минут, постоянно отвлекается или бросает начатое. Что предпринять? Есть ли какие-то упражнения?
Необходимо обратиться к детскому неврологу.